Все сложится!

Павел Колодяжный о дизайне, креативе и планах на будущее. Интервью



11 июня в Одессе прошел тренинг по модульным сеткам, который провел основатель и главный идейный вдохновитель дизайн-бюро «make» Павел Колодяжный. О самом тренинге можно почитать здесь, а в этом материале мы предлагаем вам посмотреть, как ответил Павел на наши каверзные вопросы уже по окончании тренинга...

Павел, первый вопрос, который вы задаете заказчику?

«Зачем вам это нужно?»

С чего начинается работа над проектом?

Работа над каждым проектом начинается с понимания задачи. Как только определились с этим, начинаем работать над идеей для реализации этой задачи. Когда задача ясна, а идея найдена — всё остальное вопросы техники.

С какими клиентами не будете работать?

Хм, есть вещи, которые мы считаем неправильными. Например, порно, алкогольные и табачные компании, всё то, что наносит вред экологии, политики, религиозные секты и так далее. Это мы никогда не будем поощрять.

Приходилось ли делать работы для других студий, без указания авторства?

Да, приходилось, в самом начале карьеры, когда был фрилансером  в роли субподрядчика. Это были проекты с хорошим бюджетом и возможностью добавить эту работу в свое портфолио.

В настоящий момент мы не выпускаем проекты без указания авторства и права размещения проекта в портфолио. Некоторое исключение составляют те проекты, где из соображений коммерческой тайны их публикация может откладываться от полугода до 3-х лет. Как правило, это стартапы, для которых мы делали дизайн, но они еще не успели запуститься в сети.

Есть ли какие-то традиции, ритуалы, обязательные при работе над проектом?

Есть, скорее, правило — «Переспать с идеей».  Не бросаться сразу в бой, а отпустить хотя бы на сутки-двое. За это время обычно можно понять — действительно ли хорошая идея, или стоит еще подумать.

Приходилось ли кардинально «менять курс» по собственной инициативе, когда проект уже вовсю идет? Например, если пришла в голову идея, более удачная, чем та, которая уже в работе.

Дело в том, что у нас есть скидка «За доверие» для заказчиков за невмешательство в рабочий процесс. И, как ни странно, именно на таких проектах, иногда случается, что радикальных переделок больше всего. Ведь мы не завязаны на клиента, и есть возможность найти действительно лучшее решение для задачи.

На ваш взгляд, дизайн это ремесло или творчество?

Конечно это ремесло, которое использует силу творчества.

У вас есть какой-то рецепт от шаблонности? Когда дизайнеру раз за разом приходят заказы на похожие темы.

Нужно постоянно менять парадигму и искать отличия и уникальность каждого конкретного проекта.

Как вы относитесь к креативному дизайну?

Я не отношусь к «креативному» дизайну, в целом. Креатив, это, скорее, область рекламы. Мой сектор — это сайты долговременного пользования. Промо-сайты, где чаще всего используется «креатив», обычно живут срок акции — около полугода, а пользователь заходит на них 2-5 раз за время существования. И наоборот, сайты реализующие некие сервисы — например инструменты для общения, переписки, хранения файлов и фотографий, организации времени, управления бизнесом; на таких сайтах средний пользователь проводит ежедневно по несколько часов. Именно этот сектор задач мне интересен. Для таких проектов важен не некий  «волшебный креатив», а фактор «старого друга»: понятность, доступность, простота, удобство.

Мы слышали, что у вас скоро должна выйти книга. Хороша ли она?

Надеюсь (смеется). И учитывая, что я пишу её давно, она просто обязана быть хорошей. Текстовая часть уже закончена, остались иллюстрации. По оптимистичному прогнозу к концу лета её можно будет передавать в печать издателю.

Если не дизайн, то чем бы вы могли заниматься?

У меня художественное образование, так что мог бы в голодный год рисовать портреты на набережной. Учитывая склонность к графоманству, вполне мог бы писать.

Дизайн — это навсегда?

Дизайн — это образ мышления, взгляд на вещи, и подход к решению задач. Тогда любое действие может быть процессом улучшения себя и окружающего мира.

Если же речь идет о планах моей деятельности на дальнейшую жизнь, то я думаю, что дизайн-студия это лишь некоторый хороший этап. У меня, как и у большинства, дизайн это не бизнес, который является машиной, отлаженным механизмом, работающим без твоего участия. С этой точки зрения, сеть булочных намного выгоднее, чем дизайн.

Сейчас я большую часть своих сил и ресурсов посвятил созданию нескольких своих web-проектов. Да, «лихорадка стартаперства» меня не миновала. В плане это будут проекты, способные приносить относительно «пассивный доход»: пусть не большие, но стабильные и регулярные деньги.

20.06.2011