Все сложится!

"В начале было слово": к истории типографики



В преддверие приближающегося семинара по типографике, который состоится в Одессе 29 января, хочется проявить немного академичности и обратиться к истокам. Итак, усаживайтесь поудобнее, мы начинаем: «В начале было слово...»

Сначала «слово» было устным, потом  письменным, и затем уже напечатанным. И вот в этот-то момент, с изобретением книгопечатанья и созданием первой напечатанной книги, начинается история типографики. Именно этот период берется за относительную точку отсчета, поскольку типографика  это графическое оформление печатного текста посредством набора и вёрстки с использованием норм и правил, специфических для данного языка (Википедия, спасибо!).

Первые наборные формы были изобретены в Китае в 1040-х годах. Благодаря всем известной китайской точности, до наших дней дошло даже имя человека, создавшего этим формы,  Би Шэн. В связи с тем, что он использовал фаянс, его изобретение было довольно непрочным и, соответственно, недолговечным. К середине XIII века технология Би Шэна достигла Кореи, а к середине XV  Европы. Там она пересеклась с длительной историей латинского шрифта. Из-за того, что для латиницы требовалось гораздо меньше знаков, нежели для иероглифов, в Европе типографский набор расцвел так, как никогда не смог бы в Китае.

Родоначальником книгопечатания называют Иоганна Гутенберга. Его самая большая заслуга состояла в том, что в середине 1440 года он разработал металлическую наборную форму и печатный станок, при помощи которых большое количество самого разного материала можно было отпечатать быстро и c большой точностью. Но главное  появилась возможность многократно использовать отдельные буквенные литеры, отлитые из расплавленного свинца. Такая технология получила название разборного (наборного) шрифта. Каждая литера, вырезанная в обратном виде, изготовлялась отдельно. Затем из них набирались строки, и с помощью пресса делались оттиски на бумаге.

Для первых отливок литер Гутенберг выбрал готический шрифт, потому что в то время это была господствующая форма рукописного шрифта. Шрифт был очень точной имитацией самого совершенного письма той эпохи. Он содержал около 300 знаков.

Со временем в Европе стали отдавать предпочтение более простым, тонким и изысканным формам антиквы (Roman). Это предпочтение основывалось, прежде всего, на их эстетической привлекательности и удобочитаемости. Широкое применение антиквенные шрифты получили в Венеции и Париже.

Характерной чертой антиквенной группы шрифтов служит наличие засечек. До сих пор шрифты этого вида являются самыми многочисленными. Они делятся на три группы: старинная антиква (Old Style), переходная антиква (Transitional) и новая антиква (Modern).

Первые шрифты старинной антиквы были созданы Николасом Йенсеном (Nicholas Jenson). Они были навеяны древнеримскими символами, найденными на памятниках. Примерами шрифтов старинной антиквы являются такие современные шрифты, как Garamond, Minion, Palatino, Century Schoolbook.

С середины XV века печатная книга обретает свой специфический облик: в качестве текстового шрифта используется удобочитаемая антиква, строго выдерживаются принцип выключки строк, равномерность интерлиньяжа, абзацный отступ, как средство членения текста. В 1494 году итальянский типограф и издатель из Венеции Альд Мануций (Aldus Manutius) издал первую книгу с образцами шрифтов.

В начале XVI века типографика развивалась в стиле французского ренессанса. Появляется титульный лист. В книгах широко применяются орнаментальные бордюры, становится изощренным шрифтовое оформление. Шрифт продолжает утрачивать сходство с рукописным, его рисунок делается строже. Шрифтовая палитра обогащается курсивом, впервые награвированным Франческо де Болонья.

В XVII веке наиболее примечательным явлением в истории типографики становится издательская деятельность голландского дома Эльзевиров, направленная главным образом на создание книг широкого спроса. В их изданиях преобладают небольшие, удобные для пользования форматы. Шрифты эльзевировских изданий имеют несколько утяжеленный рисунок, что позволяет им сохранять четкость оттиска даже при больших тиражах.

В середине XVIII века ярким событием в типографике стала деятельность француза Пьера Фурнье (Pierre Fournier), издания которого отличались изысканностью вытянутых пропорций и плотностью набора строки. В 1773 году он издал книгу «Типографическое руководство», которая предлагала единую систему определения размеров шрифтов (кеглей). В современных компьютерных издательских системах до сих пор используется система Фурнье: пункты (points) и пики (picas). Позже она была доработана Франсуа Амбруазом Дидо (Francois Ambroise Didot), который ввел систему пунктов для определения размера шрифтов: 72 пункта примерно были приравнены к одному дюйму.

Крупнейшей фигурой в истории типографики переходного стиля был Джон Баскервилл (John Baskerville), работавший в Англии в 1750—70 годах. Отказавшись от применения книжного орнамента, Баскервилл стал основоположником «чистой» типографики, основанной только на шрифтовом оформлении. Изобретенная им гарнитура Baskerville является замечательным примером переходного стиля. К этому стилю относятся также шрифты Gaslon, Time New Roman, Bookman.

Нельзя не отметить несомненные заслуги в области типографики итальянца Джамбаттиста Бодони (Giambattista Bodoni), работавшего в 1760—1800 годах в Парме. Его произведения отличаются геометрической строгостью шрифтового рисунка. В 1773 году Бодони ввел так называемую новую антикву (Modern). Она обладала достаточной элегантностью, но более жестким характером по сравнению со старинной антиквой. Наиболее известным шрифтом этого периода был шрифт Bodoni.

Промышленная революция расширила сферу применения типографики, открыв ей обширное поле деятельности в рекламе и периодике. Потребность в заголовочных шрифтах способствовала интенсивной разработке новых видов и разновидностей шрифтового рисунка.

В первой половине XIX века усилиями английских разработчиков вводятся в обиход шрифты жирных начертаний, египетские шрифты, гротески и другие. Активно развивается книжный орнамент, заметно возрастает значение иллюстрации. Вместе с тем книга все больше утрачивает типографическую строгость и цельность, ее характерными чертами становятся перегруженность декором с элементами разных исторических стилей.

В условиях быстрого роста производства основным способом маркетинга и продажи становится реклама. И в ней особое место занял шрифт без засечек (Sans Serif). Его многочисленные варианты стали широко применяться для написания заголовков. Шрифт вышел за пределы книг, и типографика включилась в сферу коммерции как новая форма коммуникации, охватившая весь мир. Примеры шрифта без засечек: Arial, Helvetica, Futura.

В конце XIX — начале XX века в Европе распространилось направление арт-нуво (Art Nouveau) с его стремлением к экспрессии органических форм. Оно оказало большое влияние на книжный дизайн и рекламу. Контрастное сочетание растительного орнамента и декоративно-силуэтных иллюстраций во многом определяло специфику облика книжной полосы в изданиях тех лет.

1930 год положил начало развитию типографики неоклассического стиля. Здесь отдавалось предпочтение удобочитаемости знаков и текста в целом, простоте и привычности шрифтового рисунка, уравновешенности пропорций шрифта и наборной полосы, отсутствию типографической вычурности и экстравагантности. Лидерами неоклассической типографики были: Я.Чихольд, работавший в Швейцарии и Великобритании; С.Морисон (Англия); Г.Цапф (Германия). 

В 1944 году во Франции появились первые устройства для фотокомпоновки текста, и уже к 1960-м годам весь шрифтовой набор перешел от горячего свинцового литья к холодному фотоспособу. Такая технология была названа фотонабором.

К одному из наиболее ярких моментов в истории типографики можно отнести работы швейцарского дизайнера-самоучки, типографа из Базеля Вольфганга Вайнгарта. Он произвел настояющую революцию в классически выдержанной швейцарской типографике и стал создателем совершенно нового типографического жанра, который впоследствии получил название "швейцарский панк". 

«Казалось, будто все, что было для меня интересным, запрещалось. Но мне хотелось доказать еще и еще раз, что типографика является искусством», — говорил он позднее.  «Фотонабор с его техническими возможностями ведет сегодняшнюю типографику к игре без правил», — написал он в 1964 году в статье для каталога «Druckspiegel». Интересно отметить, что руководство издания не решилось опубликовать текст целиком из опасения потерять читателей.

С помощью технологии металлического набора и ручного станка Вольфганг Вайнгарт изучал основные типографические соотношения и размеры диапазона удобочитаемости. Он экспериментировал и с различными межбуквенными расстояниями и интерлиньяжем, растягивал слова и строки до тех пор, пока текст не приближался к пределу разборчивости. Главная цель этих экспериментов  вырвать типографику из жесткой и скучной для швейцарца ортодоксальности. 

Вайнгарт искал новые принципы типографики, которые не полагались бы ни на какой систематический подход, но соответствовали бы предложенным процессам полиграфического производства. Он хотел видеть типографический дизайн только частью диапазона инструментов графического дизайнера.

Нельзя не отметить расцвет американского экспрессионизма в 1970 — 80 годы.  X.Любалин, Э.Пеколик, М.Виньелли и другие внесли в графическую структуру изданий своего рода игровое начало, дали импульс развитию фигуративной типографики, в которой буква может оказаться изображением предмета, а изображение — буквой. Огромную роль в разработке шрифтов сыграла Международная шрифтовая корпорация (ITC), основанная в 1970 в Нью-Йорке X.Любалином и А.Бернсом.

На этом мы заканчиваем нашу историю... Продолжение — в воскресенье на семинаре :)

В тексте использованы материалы www.adlogo.com.ua, www.designer31.ru

P.S. Подробную информацию о семинаре можно посмотреть вот здесь - www.lorem-ipsum.com.ua.

26.01.2012